Top.Mail.Ru
Версия для слабовидящих
 

Требования и правила охраны труда для офисных работников

Итак, кто же подходит под определение офисный сотрудник и давайте разберем все ли сотрудники, работающие в офисе, попадают под особые правила охраны труда. Потому что даже если вы не стоите у станка выполняя свои должностные обязанности – а трудитесь

в кабинете- не факт, что попадаете под определение офисный сотрудник.

Служащий в офисе (неформально — клерк или офисник) занимается исследованием и анализом информации с упором на интеллектуальный труд.
Примечание.
Интеллектуальный труд — исполнение задач, связанных с пониманием, реорганизацией и дополнением данных. Он вызывает в первую очередь мыслительную усталость, потому что наиболее активно работают чувствительные органы, отвечающие за изучение, запоминание, концентрацию внимания, интеллект и вдумчивость. Не стоит недооценивать офисную работу, ведь утомление от насыщенного рабочего дня в офисе сравнимо со сменой на должности, связанной с тяжёлыми физическими нагрузками.
В отличие от работы на производствах, для офисника существует только одна угроза техническое оборудование, используемое для нужд компании.

Запомните ключевое определение – для нужд компании!!!

Которое, либо может оказаться несправным, либо навредить здоровью при неверной эксплуатации. Оно, как правило, служит для анализирования данных, необходимых для упрощения и осуществления работы (компьютер, принтер). Такие обстоятельства связаны с охраной труда.

В случае, если помимо техники есть прочие угрозы здоровью, то трудоустроенный больше не значится как «офисный работник» и опирается на другие предписания на рабочем месте: отличаться обучение и проверки, которые адаптируются для новой должности. Также, согласно правилам по ОТ, таким экспертам подлежат отдельные выплаты и средства индивидуальной защиты, разные в зависимости от места работы.
Главное различие между сотрудником, попадающим под определенные нормы охраны труда (офисником) и специалистом, работающим в офисе, но который может подвергаться рискам и опасностям не только от компьютера и принтера (условно) – именно в этой самой аппаратуре. Смотрим на то, что используется в их профессиональных обязанностях.
Первая ситуация
ИП Смирнов А.Н. занимается услугами виртуального дизайна и графического оформления. У него работает специалист Александра, использующая для создания проектов графический планшет, цифровую ручку и компьютер. Проектирование осуществляется на компьютере, но графический планшет, ручка и компьютер используются для заказов от других клиентов, помимо внутренних запросов предпринимателя. Александра с помощью графического планшета и стилуса создает ПРОДУКТ – который продает их компания. Таким образом, так как это оборудование вовлечено в разработку графических проектов, Александра не считается «работником офиса». Если не использовать эти устройства, как итог — качественные графические проекты для клиентов не будут созданы.
Вторая ситуация
Компания «Солнечные моменты» специализируется на организации творческих занятий. Координатор мероприятий Мария предоставляет клиентам разнообразные опции мастер-классов, рассказывает о процессе заказа. Различные информационные бумаги и презентации Мария не разрабатывает самостоятельно; их создают в студии графического дизайна. Мария оказывает консультации и организует мероприятия. Используемый ей компьютер применяется для внутренних нужд компании, так как клиенты заказывают не сами презентации(как продукт), а сертификаты на мастер-класс, который представляет собой информационную услугу. Оборудование Марии, ее принтер или магнитная доска используются для нужд компании, она не их продает - значит, Мария — работник офиса.
Третий пример
Возьмем за единицу оборудования компьютер. Предположим, что это единственное, с чем работает сотрудник.
У нас есть менеджер Диана, которая использует компьютер для переписки с клиентами, ответами на вопросы в чате сайта, внесением заявок в CRM. Все это связано с внутренними нуждами компании. Диана не задействует свой компьютер в создании продукции – значит, она является офисным сотрудником.
В техническом отделе, где оформляются ваши документы, дипломы, Свидетельства, Протоколы и Удостоверения есть технический дизайнер Илья. Когда вы сдали все экзамены и тесты, и стали специалистам, за вашим дипломом закреплен регистрационный номер - компании необходимо выдать вам красиво и грамотно оформленный диплом. Илья подготавливает в программе лист со всеми вашими данными, для дальнейшей распечатки. Значит оборудование Ильи задействовано для производства продукции (в данном случае – документов) и он уже не попадает под категорию офисного сотрудника.
Итоги
Несмотря на данное простое решение, как определить офисного сотрудника, есть нюансы. Даже если используется оборудование для нужд компании, по оценке проф. рисков сотрудник должен попадать в 1 или 2 класс опасности. Не выше!
Если же у сотрудника умственного труда напряженность в ходе трудового процесса повышенная и установлена вредность, он не будет являться офисником, которому не нужны инструктажи и экзамены по ОТ.

На что ориентируемся при определении офисного персонала?

Ориентируемся на функционал оборудования и оценку профессиональных рисков.

Правила по охране труда для офисного персонала

Для офисников, которые являются неэлектротехническим персоналом, в обеспечении безопасности труда нужно руководствоваться Правилами по охране труда при использовании электрических систем. Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н

Группа I по электробезопасности присваивается персоналу, который не связан напрямую с выполнением электротехнических или электротехнологических работ, но в ходе выполнения своих должностных обязанностей у работника может возникнуть опасность травматизма от электрического тока.

Список таких должностей и рабочих мест составляет руководитель организации или ее структурного подразделения.

Сотрудники, получившие I группу по электробезопасности, перечисляются под роспись в специальном журнале.
Фиксируются:
-         ФИО
-         Должность
-         Дата получения группы
И далее ставятся две подписи, сотрудника, получившего I группу и проверяющего.

Контролируют присвоение I группы сотрудники коллектива, имеющие III группу, либо ответственный по охране труда, имеющий IV (или выше) группу электробезопасности.

Что сделать, чтобы присвоить I группу по электробезопасности?

- Проводится инструктаж.
- Устно проверяются полученные знания.
- Проверяется фактическое умения безопасной работы при взаимодействии с оборудованием.
- Проверяются знания и умения действовать для оказания первой помощи после травмы электрическим током.


Почти вся техника в офисе работает от электроэнергии.
Компьютеры, ноутбуки, ультрабуки и планшеты (когда они подключены к сети), принтеры, сканеры, телефония. Дополнительно не забудьте о  кофемашинах, куллерах, холодильниках, микроволновках и кондиционерах.

Чтобы не подвергать себя рискам и грамотно эксплуатировать всю эту технику необходимо изучить инструкции по эксплуатации, получить от инструкторов практические навыки обращения с устройствами, а главное запомнить их и не пренебрегать данными указаниями.

Периодичность проверки присвоенной I группы по электробезопасности – не реже одного раза в год либо в связи с поступлением новой техники в офис.

Алгоритм действий для присвоения офисным сотрудникам I группы по электробезопасности:

1.      Приказом назначаем ответственного за присвоение данной группы. Кто это может быть, мы написали выше. (Кстати, инспектор ТИ или Энергонадзора может захотеть проверить есть ли у вас такой приказ, поэтому оформляем и живем спокойно)
2.     Директор (руководитель) составляет список должностей и рабочих мест, которым будет присвоена I группа ( с четом проведенной оценки проф. рисков).
3.     Издаем приказ и знакомим с ним персонал под роспись.
4.     Совместно с сотрудниками, имеющими III и IV группу электробезопасности, специалистом по охране труда разрабатываем и утверждаем подробный инструктаж, который будет проводиться для персонала для присвоения I группы по электробезопасности. Обязательно включаем в инструкцию необходимые пункты по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.
5.     Если у вас имеются отраслевые особенности охраны труда, то дополняем данный инструктаж необходимыми пунктами.
ПРИМЕР: если офис относится к медицинской организации запрещено курение, принятие пищи, хранение личной одежды, употребление алкогольных напитков, наркотических средств и прочих токсических и сильнодействующих лекарственных препаратов (включая психотропные). В разделе 14 также обращается внимание работников на состояние пола в медицинском учреждении при перемещении, чтобы избежать скольжения и падения. Требуется быть особенно осторожным при ходьбе по влажным (мытым) полам.
После мокрой обработки пола следует разместить предупреждающие знаки до завершения процесса высыхания.

Детали инструктирования работников офиса по ОТ с 01.09.22

Начиная с 01.09.22, инструктаж по ОТ происходит в обновлённом формате. Новый подход включает в себя фокусирование на возможных рисках на рабочем месте.
Так как единственная угроза офисников — электроприборы, то инструктаж проводится либо по запросам, либо по предписанию руководителя. В прочих случаях его можно не проводить (речь идёт о первичном, внеплановом и повторном).
Примечание. Вводное инструктирование сразу после приёма на работу для экспертов офиса является обязательным.

Правила для вводного инструктажа по охране труда.

Во избежание вреда здоровью, работники сразу после приёма на работу уведомляются о правилах использования офисной аппаратуры. В случае, если специалист уже ознакомлен, то руководитель проверяет его знания и закрепляет это в постановлении.

В связи с новыми правилами, большее внимание уделяется профессиональным областям с более явными и высокими рисками, представляющими серьёзную угрозу для персонала.
Важно!!! Именно поэтому специалистов, на которых возложена функция по охране труда обучают ТОЛЬКО в аккредитованных учебных центрах.
Чтобы отменить уведомление и ознакомление офисного персонала с правилами по охране труда, необходимо провести проверку и закрепить, что кроме организационной техники и электроприборов, ничего больше не представляет угрозы здоровью (не более одного фактора).

При этом, если при осмотре рабочих мест оказывается, что должность офисника, занимающегося интеллектуальной деятельностью (Например: логист, маркетолог, аналитик), имеет две и более угроз здоровью, то все сотрудники, работающие с ними в одном офисе, должны пройти обучение по ОТ.

Руководитель должен отследить, что у его подчинённых отсутствует любой риск травмы или профессионального заболевания и исключить любые угрозы. Если единственная опасность, присутствующая на должности специалиста, не связана с электрическими приборами или специализированной аппаратурой, то он также обязан пройти подготовку по охране труда.
Изучим пример ситуации когда работодатель не имеет права исключить Охрану труда из обучения своих подчинённых:
Например, при анализе потенциальных угроз здоровью секретаря в юридической фирме были выявлены следующие опасности:
- «недостаточная эргономика рабочего места, приводящая к болезням опорно-двигательной системы»;
- «риск заражения вирусами и бактериями из-за контакта с документами и посетителями»;
- «психоэмоциональные проблемы, вызванные стрессом и перегрузкой информацией»;
- «угроза безопасности из-за возможных конфликтов с клиентами или посетителями офиса»;
Наличие этих угроз подчеркивает важность проведения инструктажей по безопасности и обучения сотрудников мерам по защите здоровья при работе в юридической фирме.
Пошаговый алгоритм действий эксперта по охране труда при оценке проф. рисков офисного сотрудника, опираясь на новые правила 01.09.22:
1.     Исследовать итоги специальной оценки условий труда, профессиональные риски, вредные и опасные рабочие факторы.
2.     Составить отдельный список сотрудников, которым не нужно проводить инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда. Соответственно, в него входят трудоустроенные, у которых одна потенциальная опасность связанная с оргтехникой.
3.     Закрепить в правилах компании программу проведения вводного инструктажа. Он обязателен для всех офисных сотрудников, даже тех, кто принадлежит к первой группе по электробезопасности. Там надо прописать, как оказывается медпомощь на рабочем месте, методы использования приборов и прочие аспекты, перечисленные выше.

Создадим вводный инструктаж по ОХРАНЕ ТРУДА под специфику вашего предприятия.

ПРИМЕР видео по вводному инструктажу для офисных сотрудников
Не секрет, что многие компании сталкиваются со сложностями, когда нужно сделать инструктаж сотрудников по Охране труда.

Причины могут быть разными. Отсутствие методиста, недостаточность квалификации ответственного по охране труда. Иногда и просто нет времени.

Но проинструктировать сотрудников, обучить персонал, провести инструктажи по охране труда, соответственно специфике бизнеса просто необходимо.

Здесь приходит на помощь обучающая видеозапись, созданная профессионалами.
Видео инструктаж по охране труда — это простое, а главное эффективное решение для любого бизнеса. Его можно иметь в записи и проводить обучение персонала по мере необходимости.

Наш Учебный центр специализируется на создании новых обучающих программ и, в том числе, разработке видео-инструктажей, которые облегчают работу ответственного за охрану труда.

Мы предлагаем вам ознакомиться в данном видео с примером подобного видео и заказать разработку конкретно для вашей специфики.

Подобные обучающие материалы в формате видео файлов мы можем разработать по любому направлению.

Позвоните или напишите нам в заявке о вашей компании, какие вопросы вам необходимо решить и мы разработаем обучение для компании именно для вас.
Как заказать вводный инструктаж для вашей компании?
1
Сделать запрос на бесплатную консультацию на 15 минут
2
Менеджер задаст вопросы:
  • о сфере деятельности вашей организации;
  • количестве сотрудников ;
  • сроки - когда вы хотели бы получить инструктаж;
  • запишет данные куда вам прислать КП с полным перечнем работ и что вы получите в инструктаже.
3
Менеджер обсудит вопрос с методистом и педагогом по направлению
4
Вы получите подробное коммерческое предложение
Консультация бесплатная и ни к чему вас не обязывает!
Уже уходите?
Подпишитесь на наши обновления и получите скидку 10% на заказ!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

ПОДАЙТЕ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ

Подайте заявку на обучение или проконсультируйтесь
Как вам удобнее получить ответ?
Made on
Tilda