Top.Mail.Ru
Версия для слабовидящих
 

Требования и правила охраны труда для дистанционных работников

Рубрикатор

  • Кто такой дистанционный работник?
  • Каким образом происходит приём специалиста на дистанционную работу?
  • Обязанности руководителя по ОТ перед своими дистанционными сотрудниками.
  • Какие обязанности стоят перед работодателем по охране труда по отношению к «удаленщикам»?
Кто такой дистанционный работник?
Сотрудник «на удалёнке» — или, формально, дистанционный сотрудник — должностное лицо, которое выполняет свои рабочие обязанности вне рабочего места предоставляемого работодателем по месту существования организации и общается с работодателем, коллегами и лицами, у которых он находится в подчинении при помощи корпоративной почты, видео- и аудио-звонков.
Помимо клишированного мнения о том, что дистанционная работа происходит исключительно в кровати с ноутбуком, место работы трудоустроенного может быть любым, в том числе кофейни и рестораны. В случае, если должность допускает удалённый труд, то руководитель не имеет права отпускать замечания на тему местоположения сотрудника. Вместо этого, он в первую очередь обращает внимание на качество выполнения работы «удалёнщиком».

Если должность предусматривает дистанционный труд, то это указывается в трудовом договоре при приёме на должность (под роспись руководителя и подчинённого). Это не касается внештатных аварийных ситуаций, например, при распространении болезней или при потере стационарного рабочего места.
Каким образом происходит приём специалиста-дистанционного работника?
Смены дистанционного сотрудника варьируются. Рассмотрим, как может работать «удалёнщик»:
  • Постоянно: все рабочие часы сотрудник трудится дистанционно, вне стационарного рабочего места, предоставляемого компанией.
  • Частично: сотрудник трудится свои рабочие часы вне рабочего места в офисе часть года. Обычно, это время составляет не более шести месяцев.
К примеру, технологическая компания отправляет своих программистов на удаленную работу из-за временного закрытия офиса для реконструкции. В течение полугода компания обязана вернуть их в обновленный офис для продолжения работы.
  • Периодически: в течение недели, несколько рабочих дней проходят дистанционно, а остальные проводятся в офисе. Можно привести в качестве примера ситуацию, когда дизайнер ходит в офис только в понедельник и вторник. В эти дни проводится совещание и распределяются задачи на неделю, сдаются отчёты. Остальное время специалист трудится дома.
  • Частично в связи с угрозой здоровью: в случае, если какой-то процент или все сотрудники не ходят на официальное стационарное трудовое место в связи с распространением болезней, катастроф по природным причинам (землетрясения, наводнения) или при возгорании здания офиса.
Также, под данную категорию попадают ситуации, когда указ о дистанционной работе выпускает государство (Как было в период эпидемии коронавируса в 2020 году).
Несмотря на то, что государство имеет право объявить удалённый формат работы, для этого должна быть зафиксирована подтверждённая угроза здоровью сотрудников. Как только опасность миновала, работники возвращаются обратно на свои рабочие места в помещении, предоставляемом компанией.
Примечание.
Руководитель предприятия вносит изменения в трудовой договор сотрудников без их согласия, опираясь на статью Трудового Кодекса Российской Федерации под номером 312.9. Без государственного постановления он так поступать не может.
Обязанности руководителя по ОТ перед своими дистанционными работниками.
Согласно статье Трудового Кодекса Российской Федерации под номером 212, руководитель должен предоставить своим сотрудникам, находящимся на территории работодателя, оптимальное рабочее место, не представляющее угрозы здоровью.

То есть, если специалист находится внутри помещения, предоставляемого руководителем, то его уведомляют об охране труда на своем рабочем месте, обследуют и проверяют на наличие профессиональных заболеваний. Он также обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и коллегам в критических ситуациях.

Если сотрудник выполняет трудовые обязанности на своей личной территории, кафе, коворкинге и др. - работодатель не обязан обеспечивать безопасность и санитарию на рабочем месте сотрудника.
Какие обязанности стоят перед работодателем по охране труда по отношению к «удаленщикам»?
  • Инструктирование на тему взаимодействия с аппаратурой на предприятии. Или- если сотруднику выдан служебный ноутбук, нужно провести инструктаж по его эксплуатации. Равно как и по другой аппаратуре предоставленной в пользование работодателем.

Штраф за непроведение: 12-25 тысяч рублей для ИП или 110-130 тысяч рублей для юридических лиц.
По письму Министерства Труда под номером 15-2/ООГ-493, оно не проводится, если у сотрудника есть необходимая техника в собственности.

  • Страхование от профессиональных болезней и травм.
Травма, произошедшая в рабочее время, при выполнении профессиональных обязанностей должна быть расследована согласно законодательству (статьяпод номером 229 Трудового Кодекса). Например, если сотрудник поехал на встречу с партнером и произошел несчастный случай. Даже вне стационарного рабочего места, удалённый сотрудник может попасть в ситуации, когда здоровью угрожает опасность. Когда такое случается в течение официального рабочего дня, то на трудоустроенного распространяется страхование от профессиональных болезней и травм.

За утаивание ситуации — штраф 500-100 рублей для ИП или 5-10 тысяч рублей для юридических лиц.

  • Соблюдение правил инспекции труда, касающихся избежания опасностей.
  • Обязательные выплаты в Фонд Социального Страхования.
Дополнительно, руководитель и его дистанционный сотрудник, могут обсудить вопрос вспомогательных средств для охраны труда. То есть, приобретение на бюджет предприятия вентилятора в жаркое время года или обогревателя в холодное в домашний кабинет трудящегося. Сотруднику также обязаны объяснить, как работает приобретённая аппаратура.

Специальная оценка условий труда дистанционного рабочего места не осуществляется, согласно Федеральному Закону под номером 426-ФЗ, статье 3. В этом случае, «специалист-удалёнщик» сам находится в ответе за организацию своего рабочего пространства.

Создадим вводный инструктаж по ОХРАНЕ ТРУДА под специфику вашего предприятия.

ПРИМЕР видео по вводному инструктажу для офисных сотрудников
Как заказать вводный инструктаж для вашей компании?
1
Сделать запрос на бесплатную консультацию на 15 минут
2
Менеджер задаст вопросы:
  • о сфере деятельности вашей организации;
  • количестве сотрудников ;
  • сроки - когда вы хотели бы получить инструктаж;
  • запишет данные куда вам прислать КП с полным перечнем работ и что вы получите в инструктаже.
3
Менеджер обсудит вопрос с методистом и педагогом по направлению
4
Вы получите подробное коммерческое предложение
Консультация бесплатная и ни к чему вас не обязывает!
Уже уходите?
Подпишитесь на наши обновления и получите скидку 10% на заказ!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

ПОДАЙТЕ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ

Подайте заявку на обучение или проконсультируйтесь
Как вам удобнее получить ответ?
Made on
Tilda