9 июля 2024 года, на Федеральном портале для проектов законодательных инициатив, был опубликован обновленный вариант нормативного документа, направленного на улучшение условий труда в гостиницах и заведениях общепита и, как следствие повышений требований по охране труда в данной сфере.
Это инициатива, предложенная Министерством труда, стремится к значительному сокращению происшествий на рабочем месте с серьезными последствиями и случаев профессиональных болезней среди сотрудников в течение пятилетнего периода после введения в действие.
В документе уточняется, что принятие четких и последовательных норм позволит уменьшить частоту нарушений со стороны работодателей, а также сократить объем административных нарушений и взысканий штрафов, что, в свою очередь, приведет к уменьшению финансовых потерь для работодателей.
Это инициатива, предложенная Министерством труда, стремится к значительному сокращению происшествий на рабочем месте с серьезными последствиями и случаев профессиональных болезней среди сотрудников в течение пятилетнего периода после введения в действие.
В документе уточняется, что принятие четких и последовательных норм позволит уменьшить частоту нарушений со стороны работодателей, а также сократить объем административных нарушений и взысканий штрафов, что, в свою очередь, приведет к уменьшению финансовых потерь для работодателей.
Документ разделен на восемь частей:
I.Введение в основные положения.
II.Критерии для работников.
III.Стандарты для технического оборудования и устройства рабочих зон.
IV.Нормы по безопасности труда в процессе производства и выполнении задач.
V.Требования охраны труда, предъявляемые к прилегающим территориям и производственным помещениям.
VI.Требования охраны труда при выполнении производственных процессов и эксплуатации
VIII. Требования охраны труда при выполнении работ по приготовлению пищи и разогреве полуфабрикатов.
II.Критерии для работников.
III.Стандарты для технического оборудования и устройства рабочих зон.
IV.Нормы по безопасности труда в процессе производства и выполнении задач.
V.Требования охраны труда, предъявляемые к прилегающим территориям и производственным помещениям.
VI.Требования охраны труда при выполнении производственных процессов и эксплуатации
- Требования охраны труда при организации выполнения работ по профессиональной уборке помещений и территорий.
- Требования охраны труда при выполнении работ в химчистках и прачечных.
- Требования охраны труда при выполнении работ в спортивно-оздоровительных центрах.
- Требования охраны труда при выполнении работ в салонах красоты и парикмахерских.
VIII. Требования охраны труда при выполнении работ по приготовлению пищи и разогреве полуфабрикатов.
- Требования охраны труда при эксплуатации кухонного оборудования.
- Требования охраны труда при эксплуатации торговых аппаратов.
- Требования охраны труда при приеме и выдаче заказов на улице (обслуживание покупателей на автомобилях).
Некоторые несоответствия в Проекте:
1.В контексте предложений о безопасных методах работы в прачечных и химчистках, особое внимание привлекает раздел, касающийся требований охраны труда. Интересно, что уже приняты Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации (утв. Приказом Минтруда РФ от 27.11.2020г. № 834н) Тем не менее, между существующими нормами и вновь предложенными рекомендациями наблюдаются разночтения.
2.Одним из предложений для обеспечения безопасности сотрудников во время влажной уборки является использование специальных устройств, предотвращающих скольжение и падение на влажной или неровной поверхности. Это поднимает вопросы о деталях таких приспособлений и о том, как именно они будут внедрены в процесс работы.
3.Работодатель определяет квалификацию своих сотрудников, основываясь на характеристиках работы и специфике деятельности компании, вопреки тому, что можно было бы ожидать от государственных стандартов. В новой редакции правил исчезли списки потенциальных опасностей на рабочем месте, оставив работникам лишь возможность гадать, какие задачи могут быть особо опасными. Проект правил теперь содержит неоднозначные формулировки, например, указания на то, что рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы соответствовать государственным нормам охраны труда, обеспечивая безопасность выполнения работ с необходимой точностью и частотой, используя различное оборудование и инструменты.
1.В контексте предложений о безопасных методах работы в прачечных и химчистках, особое внимание привлекает раздел, касающийся требований охраны труда. Интересно, что уже приняты Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации (утв. Приказом Минтруда РФ от 27.11.2020г. № 834н) Тем не менее, между существующими нормами и вновь предложенными рекомендациями наблюдаются разночтения.
2.Одним из предложений для обеспечения безопасности сотрудников во время влажной уборки является использование специальных устройств, предотвращающих скольжение и падение на влажной или неровной поверхности. Это поднимает вопросы о деталях таких приспособлений и о том, как именно они будут внедрены в процесс работы.
3.Работодатель определяет квалификацию своих сотрудников, основываясь на характеристиках работы и специфике деятельности компании, вопреки тому, что можно было бы ожидать от государственных стандартов. В новой редакции правил исчезли списки потенциальных опасностей на рабочем месте, оставив работникам лишь возможность гадать, какие задачи могут быть особо опасными. Проект правил теперь содержит неоднозначные формулировки, например, указания на то, что рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы соответствовать государственным нормам охраны труда, обеспечивая безопасность выполнения работ с необходимой точностью и частотой, используя различное оборудование и инструменты.
В Проекте казалось, будто пренебрегли важными аспектами, такими как разделение загрязненного и чистого инвентаря, а также предотвращение смешивания различных потоков пищевых продуктов и сырья. Это нарушает ключевой стандарт безопасности пищевой продукции, установленный в ТР ТС 021/2011. Возникает впечатление, что разработка документа была спешной, возможно, из-за стремления уложиться в сроки какого-то контракта. Вероятно, данный черновик правил не пройдет необходимую проверку и будет отклонен.